Формирование логистической концепции (технологии) системного управления процессом материалодвижения на металлургических предприятиях
DOI:
https://doi.org/10.18503/2222-9396-2018-8-2-4-21Ключевые слова:
процесс материалодвижения, железнодорожный транспорт, взаимодействие производства и транспорта, грузопереработка, транспортная инфраструктура, системные и функциональные циклы, точно в срок, транспортно-грузовые комплексыАннотация
Традиционные формы и способы взаимодействия производства и железнодорожного транспорта в процессе материалодвижения металлургических предприятий, при изменившейся производственной среде, показывают свою неэффективность, а управление производственно-транспортной системой (ПТС), акцентированное на перевозки, при котором транспорт лишь подстраивается под нужды производства, уже не отвечает современным требованиям и приводит к значительным простоям, издержками и потерям, что в условиях рыночной конкуренции недопустимо. На данном этапе важнейшим вопросом становится создание действенного механизма управления, обеспечивающего на всех этапах процесса материалодвижения высокую эффективность взаимодействия производства и транспорта, перенос акцента на активизацию ресурсов производства и ликвидацию производственных потерь. Для решения проблемы необходим переход от управления железнодорожными перевозками к логистическому управлению процессом материалодвижения предприятий, объединяющей основой которого должно стать процессное представление оборотного капитала. В процессе исследований определены технологические схемы и идентифицированы показатели взаимодействия производства и транспорта, разработан метод оптимизации продолжительности процесса грузопереработки и затрат ресурсов, предложена модель синхронизации работы грузового и транспортного модулей. Установлено, что интегрирующую роль по формированию непрерывного процесса материалодвижения, связывающему в каждом потоке всех его участников, а потоки – между собой, выполняют логистические циклы: системные и функциональные (технологические). При этом ключевыми показателями логистических циклов являются: продолжительность (производительность) структуры и расход ресурсов производства и транспорта. Предложена модель решения оптимизационной задачи выполнения системного цикла. Показано, что сквозное логистическое управление процессом материалодвижения в системном цикле переработки вагонов внешнего парка должно основываться на технологии JIT – точно в срок, весьма эффективно используе-мой за рубежом и обеспечивающей доставку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в нужное место, в нужном количе-стве и точно к назначенному сроку. Для грузопереработки массовых грузов разработаны два типа логистических комплексов: транспортно-грузовой (ТГК) для переработки вагонов внешнего парка (ВП) и транспортно-технологический (ТТК) для работы с вагонами заводского парка (ЗП). Разработанная методология была применена при исследовании вопросов повышения эффективности работы ТГК по выгрузке массового железосодержащего сырья (до 800 вагонов в сутки) для аглофабрики крупного металлургического комбината. При этом продолжительность приема и выгрузки вагонов ВП сокращена с 20-22 до 10-12 часов, а внедрение технических решений производится преимущественно за счет ресурсов аглофабрики. Разработка и внедрение логистической технологии JIT по управлению системными циклами, формирующими процесс материалодвижения, позволяет значительно повысить эффективность организации процессов грузопереработки и работу транспортной инфраструктуры предприятия, снизить объемы транспортной работы и значительно сократить транспортные издержки и потери производства.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Парунакян В.Э. Состояние и пути повышения эффективности системы управления процессом материалодвижения металлургических предприятий // Научные труды SWorld. 2016. Т. 1. № 45. С. 4-15.
2. Парунакян В.Э., Сизова Е.И. Идентификация процессов материалодвижения и разработка принципов формирования логистических цепей в производственно-транспортной системе предприятия // Логистика и управление цепями поставок. 2012. Т. 50. № 3. С. 64-73.
3. Миротин Л.Б., Корчагин В.А., Ляпин С.С., Некрасов А.Г. Логистические цепи сложно-технологических производств: Учеб. пособие. М.: Экзамен, 2005. 288 c.
4. Смехов А.А. Введение в логистику. М.: Транспорт, 1993. 112 c.
5. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учеб. для вузов. М.: Транспорт, 1995. 197 c.
6. Балашев А.И. Производственный менеджмент (организация производства) на предприятии. СПб.: Питер, 2009. 160 c.
7. Казанцев А.К. Серова Л.С. Основы производственного менедж-мента: Учеб. пособие. М.: ИНФРА-М, 2002. 352 c.
8. Parunakjan V., Sizova E. Designing Of Logistical Chains Inside Production And Transport System Of Metallurgical Enterprise // Transport Problems. 2013. Т. 9. № 1. С. 35-45.
9. Рахмангулов А.Н., Корнилов С.Н., Кольга А.Д. Обеспечение своевременности грузовых перевозок в транспортно-технологических системах // Вестник Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. 2014. Т. 45. № 1. С. 115-121.
10. Модели и методы теории логистики / Под ред. Лукинского В.С. 2-e изд. СПб.: Питер, 2007. 448 c.
11. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов / Под ред. В.И. Сергеева. М.: ИНФРА-М, 2004. 929 c.
12. Бауэрсокс Д. Д., Клосс Д. Д. Логистика: Интегрированная цепь поставок. 2-e изд. М.: Олимп-Бизнес, 2008. 635 c.
13. Кристофер М. Логистика и управление цепочками поставок: Как сократить затраты и улучшить обслуживание потребителей. СПб.: Питер, 2004. 315 c.
14. Лу Д.Дж. Канбан и "точно вовремя" на Toyota: Менеджмент начинается на рабочем месте. М.: Альпина Бизнес Букс, 2008. 218 c.
15. Синго С. Изучение производственной системы Тойоты с точки зрения организации производства. М.: Институт комплексных стратегических исследований, 2006. 312 c.
16. Монден Я. «Тоёта». Методы эффективного управления. М.: Экономика, 1989. 287 c.
17. Апатцев В.И., Лёвин С.Б., Николашин В.М. Логистические транспортно-грузовые системы. М.: Академия, 2003. 304 c.
18. Бородин А.Ф. Эффективно использовать станционные мощности // Железнодорожный транспорт. 2006. № 6. С. 37-43.
19. Бойко В.А. Повышение эффективности работы грузовой станции металлургического комбината, принимающей массовое сырье: дис. … канд. техн. наук. Мариуполь. 2013. 178 c.
20. Пат. 107627 UA. МПКB61B 1/00. Вантажна станція промислового підприємства, що приймає масову сировину / В.Е. Парунакян, В.О. Бойко, К.І. Сізова (Украина). №201312549; заявл. 28.10.2013; опубл. 26.01.2015, Бюл. №2.
21. Шмулевич М.И. Промышленный транспорт и логистика // Промышленный транспорт XXI век. 2006. № 4. С. 3-6.
22. Сизова Е.И. Повышение эффективности работы транспортно-грузового комплекса аглофабрики металлургического комбината по выгрузке массового сырья: дис. … канд. техн. наук. Киев. 2015. 168 c.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2018 Парунакян Ваагн Эмильевич
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.