Выбор направления совершенствования систем светофорного регулирования транспортных потоков в городах
DOI:
https://doi.org/10.18503/2222-9396-2017-7-1-27-34Ключевые слова:
светофор, транспортный поток, равномерное движение, телематика, светофорное регулирование, перекрёсток, аварийность, загрязнение окружающей среды, метод Вебстера, метод Дарроха, TRANSYT, «зелёная волна», SCOOT, MOTION, Big Data, фильтр Калмана, метод «ближайшего соседа», минимальное покрывающее деревоАннотация
Ежегодно на дорогах России увеличивается число транспортных средств, возрастает интенсивность и плотность транспортных потоков и, как следствие, возрастает дорожно-транспортный травматизм и обостряется проблема загрязнения окружающей среды. Если рост травматизма связан, в основном, с несоблюдением скоростного режима, то загрязнение окружающей среды происходит из-за увеличения времени нахождения автотранспортных средств в заторах. Поэтому для снижения уровня дорожно-транспортного травматизма и выбросов в окружающую среду необходимо обеспечивать равномерное продвижение транспортных потоков в городах. Одним из эффективных современных способов обеспечения равномерного движения транс-портного потока является использование систем транспортной телематики, в частности, систем управление дорожными знаками, дорожными табло и светофорной сигнализацией. В статье представлен анализ существующих систем и методов светофорного регулирования. Все проанализированные системы и методы основаны на использовании однородных данных – данных о стандартных параметрах транспортных потоков. Показана необходимость сбора и анализа дополнительных слабоструктурированных данных о факторах, оказывающих значимое влияние на параметры транспортных потоков в городах. В качестве инструментов анализа разнородных данных предложено использовать инструменты Big Data. Представлен алгоритм прогнозирования параметров транспортных потоков, основанный на оригинальной идее ресурсных потоков и сочетании методов Big Data («ближайшего соседа» и фильтра Калмана) с оптимизационным методом поиска минимального покрывающего дерева на ресурсных сетях, описывающих функциональные зависимости между фактическими и прогнозными значениями данных.
Скачивания
Библиографические ссылки
1. Кобарь Е.В., Полетайкин А.Н., Шира Г.В. Концепция автоматизированной системы управления дорожным движением на участке улично-дорожной сети // Автомобильный транспорт. 2011. №28. С.91-96.
2. Global status report on road safety 2015. Geneva: World Health Organization, 2015. 323 p.
3. Статистика по безопасности дорожного движения в РФ. Режим доступа: http://transspot.ru/2016/02/27/statistika-po-bezopasnosti-dorozhnogo-dvizheniya-v-rf-2015/
4. Госавтоинспекция: сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения. Режим доступа: http://stat.gibdd.ru
5. Постников В.П. Анализ загрязнения атмосферного воздуха: национальный и региональный аспекты // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. №1(24). С. 117-124.
6. Загрязнение атмосферы автотранспортом в России. Режим доступа: http://www.dishisvobodno.ru/avto_zagryaznenie.html
7. Федеральная служба государственной статистики: охрана атмосферного воздуха. Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/environment/#
8. Беккер У., Лебедев В.М., Шотт Н. Ускорение транспортного потока // Экология транспорта. Типография ТУ Дрездена. С. 67-73.
9. Абрамов Л.С., Ширин В.В. Способ повышения пропускной способности регулируемых перекрестков // Восточно-Европейский журнал передовых технологий. 2010. №3(46). С. 62-65.
10. Власов В.М.,Ефименко Д.Б., Богумил В.Н. Транспортная телематика в дорожной отрасли: учебное пособие. М.: МАДИ, 2013. 80 с.
11. Левашев А.Г. Повышение эффективности организации дорожного движения на регулируемых перекрестках: дис. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. Иркутск: Иркутский государственный технический университет, 2004. 197 с.
12. Малюгин П.Н. Конспект лекций по дисциплине «Теория и моделирование транспортных потоков и систем». Омск: СибАДИ.2012. 45с.
13. Алферова И.Д., Городокин В.А. О проблемах применения методики Ф. Вебстера при расчете цикла работы светофорного объекта на перекрестках // Журнал Модернизация и научные исследования в транспортном комплексе. 2015. №1. С. 183-188.
14. Ахмадинуров М.М. Оптимизация светофорного регулирования с помощью программы моделирования транспортных потоков// Вестник Южно-Уральского государственного университета. Компьютерные технологии, управление, радиоэлектроника.2010.№22.C. 26-30.
15. Основы координированного управления. Режим доступа: https://studopedia.ru/2_100813_osnovi-koordinirovannogo-upravleniya.html
16. TRANSYT. Режим доступа: https://trlsoftware.co.uk/products/junction_signal_design/transyt
17. Петров В.В. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах. Омск: Изд-во СибАДИ, 2007. 104 с.
18. Шуть В.Н., Войцехович О.Ю. Оптимизация и координация управления светофорными объектами // Социально-экономические проблемы развития и функционирования транспортных систем городов и зон их влияния. Научные материалы XVI междун. науч.-практ. конф. 16-17 июня 2010 года. Екатеринбург, 2010. С. 201-204.
19. Darroch J.N., Newell G.F. Queues for a vehicle-actuated traffic light. 1964, vol.12, no.6, pp. 882-895.
20. Титов А.Ю. Сравнительный анализ аппаратно-программных средств управления дорожным движением // XXII Всероссийское совещание по проблемам управления ВСПУ-2014. Москва, 16-19 июня 2014 г. М.: Институт проблем управления им. В.А. Трапезникова РАН. C. 8864-8870.
21. Власов А.А., Орлов Н.А., Чушкина К.А. Методика расчета режимов работы светофорных объектов в условиях насыщенного движения // Интернет - журнал Науковедение. 2014. №2 (21). C. 99.
22. SCOOT – A Traffic Responsive Method of Coordinating Signals / P.B. Hunt, D.I. Robertson, R.D. Bretherton, R.I. Winton // Report TRRL 1014 – Transport and Road Research Laboratory, Crowthorne, Berkshire, U.K., 1981. 44 p.
23. MOTION-a new on-line traffic signal network control system / Bielefeldt, C. Busch, F. // Road Traffic Monitoring and Control, Seventh International Conference on London. 1994 pp. 55-59.
24. Пржибыл П, Свитек М. Телематика на транспорте. М.: МАДИ (ГТУ), 2003. 540 с.
25. Игнатов А.В. Совершенствование управления перевозками с учётом риска возникновения транспортного затора на улично-дорожной сети города: Автореферат дисс. … канд. техн. наук. Волгоград: Саратовский государственный университет им. Ю.А. Гагарина. 2015. 18 с.
26. Михеева Т.И. Моделирование движения в интеллектуальной транспортной системе // Вестник Самарского государственного аэрокосмического университета. 2004. №2. С. 118-126.
27. Методические рекомендации по проектированию светофорных объектов на автомобильных дорогах ОДМ 218.6.003-2011. М.: Федеральное дорожное агентство (Росавтодор). 2013. 69 с.
28. Орлов Н.А., Власов А.А. Чушкина К.А. Синхронизация работы светофорных объектов в условиях насыщенного движения // Современные проблемы науки и образования. 2014. №2. С. 51.
29. Пыталева О.А. Обоснование параметров маршрутной сети городского наземного пассажирского транспорта: дис. … канд. техн. наук / УрГУПС. Екатеринбург: УрГУПС, 2010. 160 с.
30. Корнилов С.Н., Рахмангулов А.Н., Пыталева О.А. Повышение безопасности и качества пассажирских перевозок в г. Магнитогорске // Автотранспортное предприятие. 2009. №7. С. 41–44.
31. Багинова В.В., Рахмангулов А.Н. Адаптивная организация вагонопотоков // Мир транспорта. 2011. Т.9. №3(30). С.132-138.
32. Багинова В.В., Рахмангулов А.Н., Аутов Е.К. Модель логистической интеграции собственников и операторов железнодорожного подвижного состава // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 4. С. 78-84.
33. Рахмангулов А.Н., Юань Т. Исследование методов «Big Data» для прогнозирования параметров транспортных потоков: Отчёт о НИР РФФИ №Ор-15-37-5130715. Магнитогорск: 2015. 78 с.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Категории
Лицензия
Copyright (c) 2017 Рахмангулов Александр, Ломакина Мария
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.