Концепция системы повышения квалификации преподавателей в области экологического образования на основе логистической модели устойчивого развития

Авторы

  • Александр Нельевич Рахмангулов Магнитогорский государственный технический университет image/svg+xml Автор https://orcid.org/0000-0001-7862-4743
  • Наталья Николаевна Орехова Магнитогорский государственный технический университет image/svg+xml Автор
  • Никита Анатольевич Осинцев Магнитогорский государственный технический университет image/svg+xml Автор https://orcid.org/0000-0003-1168-6725

DOI:

https://doi.org/10.18503/2222-9396-2016-6-1-4-18

Ключевые слова:

экология, экологическое образование, устойчивое развитиение, повышение квалификации, учителя, преподаватели, школа, колледж, обучающиеся, логистика, модель, процессный подход, компетенции, экологическое сознание, экологическое поведение, перевёрнутый класс, дистанционное обучение, промышленность, география, ОВОС, ресурсосбережение, отходы, экономика, гидросфера, ресурсы, TEMPUS

Аннотация

Реализация концепции устойчивого развития связана, в первую очередь, с формированием у людей системного взгляда на среду обитания во взаимосвязи с результатами человеческой деятельности. Решение этой задачи требует целенаправленных действий по обучению, формированию компетенций для устойчивого развития путём включения в программы учебных дисциплин элементов экологических знаний, а также организации межпредметных связей между этими элементами. В статье приводится описание концепции построения системы повышения квалификации учителей школ и преподавателей колледжей в области экологического образования. Основу системы составляет оригинальная логистическая модель устойчивого развития, отражающая динамику этого процесса, а также позволяющая выявлять критические противоречия между различными аспектами устойчивого развития с целью выработки методов их устранения. С использованием предлагаемого процессного подхода к проблеме устойчивого развития сформулирована система методов и принципов. Доказано, что основным методом устойчивого развития является метод формирования компетенций. Выполнен анализ современных методов, методик и упражнений формирования компетенций. Показана эффективность дистанционной формы обучения в сочетании с технологиями активного обучения. Систематизированы принципы формирования компетенций для устойчивого развития, положенные в основу разработанных дистанционных курсов повышения квалификации. Приводится пример действующих курсов повышения квалификации учителей школ и преподавателей колледжей в области образования для устойчивого развития, который может быть использован в качестве образца при построении аналогичных курсов, учитывающих местные экологические особенности и проблемы, показан способ адаптации разработанных курсов к специфике конкретных регионов. Представленные в статье курсы детализированы до уровня изучаемых тем. По каждой теме приводится обширный список рекомендованной литературы. Предложены направления развития представленной концепции системы повышения квалификации преподавателей в области экологического образования, заключающиеся в конкретизации проблем и задач этого процесса, а также в развитии компетенций для поиска новых эффективных методов решения проблем устойчивого развития.

Скачивания

Данные по скачиваниям пока не доступны.

Библиографические ссылки

1. Macer, D.R.J. Bioethics for Informed Citizens across Cultures. Christchurch: Eubios Ethics Institute, 2004. 166 с. Режим доступа: http://www.eubios.info/betbk.htm

2. Образование для перемен: пособие для преподавания и изучения устойчивого развития / Под. ред. Г. Ютвик, И. Лиепина. Уппсала: Изд-во Балтийского университета, Vides Vestis, 2010. 74 с. Режим доступа: www.balticuniv.uu.se/index.php/component/docman/doc_download/208-education-for-change-handbook-russian-

3. Гавришев С.Е., Рахмангулов А.Н. и др. Управление развитием горнодобывающего предприятия. Информационные модели и методы. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. 2002. 245 с.

4. Основные положения стратегии устойчивого развития России / Под ред. А.М. Шелехова. М., 2002. 161 с. Режим доступа: http://www-sbras.nsc.ru/win/sbras/bef/strat.html

5. Дойч. Д. Структура реальности. Ижевск: НИЦ «Регулярная и хаотическая динамика», 2001. 400 с.

6. Поппер К. и др. Эволюционная эпистемология Карла Поппера и логика социальных наук: Карл Поппер и его критики. М.: Эдиториал УРСС, 2000. 464 с.

7. де Боно Э. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 1997. 256 с.

8. Ищенко А. «Перевернутый класс» - инновационная модель обучения. Режим доступа: http://www.ug.ru/method_article/876

9. Long T., Cummins J., Waugh M. Use of the flipped classroom instructional model in higher education: instructors’ perspectives // Journal of Computing in Higher Education. 2016. Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/306045365_Use_of_the_flipped_classroom_instructional_model_in_higher_education_instructors%27_perspectives. doi:10.1007/s12528-016-9119-8

10. Nouri J. The flipped classroom: for active, effective and increased learning - especially for low achievers // International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2016. №1(13). pp. 13-33. doi:10.1186/s41239-016-0032-z

11. Волкова А.С. Формирование природоохранительных знаний на уроках географии. Киев.: Радяньска школа. 1986. 65 с.

12. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обуче-нии географии. СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена. 2003. 91 с.

13. Дзятковская Е.Н., Захлебный А.Н., Либеров А.Ю. Методические рекомендации по реализации экологического образования в федеральных образовательных стандартах второго поколения. М.: Образование и экология. 2011. Режим доступа: http://do.gendocs.ru/docs/index-357200.html

14. Вагнер Б.Б. География мира и России. Задачи, тесты, познавательные игры. M.:Флинта, Наука, 1998. 198 с.

15. Кучер В. Д. Экологизация в географии М.: Образование и экология. 1994. 197 с.

16. Газета «География». Режим доступа: http://geo.1september.ru

17. Географический справочник. Режим доступа: http://geo.historic.ru

18. Арнаутов Г.Ю. Теория и практика профориентационной и экологической направленности системы школьного географического образования: автореф. дис. … докт.пед. наук / РГПУ им. А.И. Герцена. СПб.: РГПУ им. А.И. Герцена , 2004. 40 с.

19. Максаковский В.П. Преподавание географии в зарубежной школе. М.: Владос. 2001. 368 с.

20. Малых В.Н. Экологический подход в социальной работе. М.: Союз. 1997. 31 с.

21. Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. М.: Просвещение. 2012. 397 с.

22. Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно-терминологический словарь. М.: Мысль. 1983. 350 с.

23. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользо-вания. М.: Мысль. 1997. 272 с.

24. Гурова Т.Ф., Назаренко Л.В. Основы экологии и рационального природопользования М.: Оникс. 2005. 224 c.

25. Арустамов Э.А. Природопользование М.: Дашков и К. 2005. 312 с.

26. Дрогомирецкий, И.И. Кантор Е.Л. , Чикатуева. Л.А. Экономика и управление в использовании и охране природных ресурсов. Ростов-на-Дону: Феникс. 2011. 536 с.

27. Указ Президента РФ от 04.02.1994 N236 «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_3079/

28. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ (действующая редакция, 2016). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34823/

29. Экологическая доктрина Российской Федерации (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р). Режим доступа: http://www.scrf.gov.ru/documents/24.html

30. Временная типовая методика определения экономической эффек-тивности осуществления природоохранных мероприятий и оценки экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды (одобрена Постановлением Госплана СССР, Госстроя СССР, Президиума АН СССР от 21.10.1983 N 254/284/134). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_94300/

31. Астахов А.С., Зайденварг В.Е., Певзнер М.Е., Харченко В.А. Экономические и правовые основы природопользования М.: Издательство Московского государственного горного ун-та. 2002. 527 с.

32. Москаленко А.П. Экономика природопользования и охраны окружающей среды. М.: ИКЦ «МарТ». 2003. 224 с.

33. Комбинированная геотехнология: теория и практика реализации полного цикла комплексного освоения недр. Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова. 2011. 136 с.

34. Матвеев А.Н., Самусенок В.П., Юрьев А.Л. Оценка воздействия на окружающую среду. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та. 2007. 179 с.

35. Дьяконов К.Н., Дончева А.В. Экологическое проектирование и экспертиза. М.: Аспект Пресс. 2002. 384 c.

36. Степанов А.Н. Геоэкологическое проектирование и геоэкологиче-ская экспертиза. М.: Изд-во МНЭПУ, 1996. 36 с.

37. Юсфин Ю.С., Леонтьев Л.И., Черноусов П.И. Промышленность и окружающая среда. М.: Академкнига. 2002. 491 с.

38. Михайлов Ю.В., Коворова В.В., Морозов В.Н. Горнопромыш-ленная экология. М.: Издательский центр «Академия». 2011. 336 с.

39. Сорокин Н.Д. Охрана окружающей среды на предприятии. М.: Издательский центр «Академия». 2009. 695 с.

40. Прозоров Л.Л., Малиновский Ю.М. Экологические проблемы освоения минерально-сырьевых ресурсов. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов (РУДН). 2009. 244 с.

41. Трубецкой К.Н., Галченко Ю.П., Бурцев Л.И. Экологические проблемы освоения недр при устойчивом развитии природы и общества. М.: ООО Издательство «Научтехлитиздат». 2003. 262 с.

42. Поташников Ю.М. Утилизация отходов производства и потребления. Тверь: Изд-во Tверского гос. техн ун-та. 2004. 107 c.

43. Бобович Б.Б. Процессы и аппараты переработки отходов. М.: Высшее образование. 2013. 288 с.

44. Бобович Б.Б., Девяткин В.В. Переработка отходов производства и потребления. М.: «Интермет Инжиниринг». 2000. 496 с.

45. Шубов Л.Я., Ставровский М.Е., Олейник А.В. Технология отходов. М.: ИНФРА-М, Альфа-М. 2011. 352 с.

46. Голубев О.В., Черноусов П.И., Травянов А.Я. Металлургические методы переработки промышленных и бытовых отходов. Часть 1. Образование и проблемы переработки твёрдых бытовых отходов. М.: Изд-во Московского института стали и сплавов (МИСиС). 2005. 79 с.

47. Голубев О.В., Черноусов П.И. Металлургические методы переработки промышленных и бытовых отходов. Часть 2. Особые виды твёрдых бытовых отходов. М.: Изд-во Московского института стали и сплавов (МИСиС). 2005. 83 с.

48. Винокуров В.Д., Козлов Н.В. Утилизация отходов производства. М.: Изд-во Московскго гос. техн. ун-та им. Н.Э. Баумана. 2008. 60 с.

49. Сметанин В.И. Защита окружающей среды от отходов производ-ства и потребления. М.: Колос. 2000. 232 с.

50. Шубов Л.Я. Тестовый тренинг по изучению технологических процессов обогащения и переработки твёрдых отходов. Практикум. М.: Изд-во Московского института стали и сплавов (МИСиС). 2008. 132 с.

51. Хван Т.А., Шинкина М. В. Экологические основы природопользования. М.: Юрайт. 2015. 320 с.

52. Рассел Д. Переработка отходов. М.: ООО «Книга по требованию». 2012. 118 с.

53. Тетиор А. Н. Экология городской среды. М.: Академия. 2013. 352 с.

54. Житков В., Воронина И., Калачева О. Охрана окружающей среды в России. М.: Росстат. 2012. 304 с.

55. Голик. В.И., Шевченко Е.В., Комащенко В.И. Рационализация природопользования в стратегии развития промышленных предприятий. М.: Изд-во: «Академический Проект, Культура». 2012. 384 с.

56. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М.: Академия. 2002. 336 с.

57. Андреева Н.Д. Соломин В.П., Васильева Т.В. Теория и методика обучения экологии. М.: Академия. 2009. 203 с.

58. Коронкевич Н.И., Зайцева И.С. Антропогенные воздействия на водные ресурсы России и сопредельных государств. М.: Наука. 2003. 367c.

59. Шахов И.С. Водные ресурсы и их рациональное использование. – Екатеринбург: Изд-во «АКВА-ПРЕСС». 2000. 289 с.

60. Кривошеин Д.А., Кукин П.П., Лапин В.Л. Инженерная защита поверхностных вод от промышленных стоков. М.: Высшая школа. 2003. 344с.

61. Будыкина Т.А., Емельянов С.Г. Процессы и аппараты защиты гидросферы. М.: Академия. 2010. 288 с.

62. Никаноров A.M. Научные основы мониторинга качества вод. СПб.: Гидрометеоиздат. 2005. 576 с.

63. Сластунов С.В., Королева В.Н, Коликов К.С. Горное дело и окружающая среда. М.: Логос. 2001. 272 с.

64. Desonie D. Hydrosphere: Freshwater Systems and Pollution (Our Fragile Planet). Chelsea House Pub (Library). 2007. 194 c.

65. Львович М.И. Вода и жизнь. М.: Мысль. 1986. 254 с.

66. Данилов-Данильян В.И., Лосев К.С. Потребление воды: экологический, экономический, социальный и политический аспекты. М.: Наука. 2006. 221 с.

67. Сердюцкая Л.Ф. Системный анализ и математическое моделирование экологических процессов в водных экосистемах. М.: Либроком. 2009. 144 с.

68. Хаустов А.П. Основы нормирования техногенных воздействий на подземную Гидросферу. М.: Изд-во Российского университета дружбы народов (РУДН). 2006. 100 с.

69. Душкова Д.О., Евсеев А.В. Экология и здоровье человека. Региональные исследования на европейском Севере России. М.: Изд-во Географического фак-та Московского гос. ун-та. 2011. 216 с.

70. Water resources assessment. Handbook for review of national capabilities. Paris: WMO, UNESCO. 1997. 153 с. Режим доступа: http://www.eea.europa.eu/publications/water-resources-across-europe

71. Портал дистанционного обучения Института дополнительного про-фессионального образования и кадрового инжиниринга «Горизонт» Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова. Режим доступа: http://m.idpo.magtu.ru/

Загрузки

Опубликован

30-12-2016

Как цитировать

Концепция системы повышения квалификации преподавателей в области экологического образования на основе логистической модели устойчивого развития. (2016). Недропользование и транспортные системы, 6(1), 4-18. https://doi.org/10.18503/2222-9396-2016-6-1-4-18

Похожие статьи

1-10 из 55

Вы также можете начать расширеннвй поиск похожих статей для этой статьи.

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)

1 2 > >>